Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

История казначейства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

8 декабря 1992 года обычный день в истории страны, но необычный для ее финансовой системы. В этот день первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1556 «О федеральном казначействе», положивший начало действенной государственной бюджетной политике, эффективному управлению доходами и расходами в процессе исполнения бюджета Российской Федерации, повышению оперативности в финансировании государственных программ, усилению контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В соответствии с Указом Президента в России должна была появиться единая централизованная система органов Федерального казначейства, включающая Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы на местах – в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах и районах. По всей стране началась трудная и планомерная работа по созданию органов Федерального казначейства, которая по времени совпадала с одним из самых сложных периодов в истории государства.

Такого государства, как Советский Союз, занимавшего одну шестую часть планеты, больше не существовало. Возрождалась новая Россия, которая остро нуждалась в создании эффективной системы управления государственными финансовыми ресурсами.

Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. В Советском энциклопедическом словаре (1989г.) слово «казначейство» трактовалось так: «В ряде капиталистических стран (США, Великобритания, Франция) - государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Казначейство также организует взимание налоговых сборов, выпускает казначейские билеты».

В 1775 году в России были учреждены Казенные палаты и должность уездного казначея, который назначался на три года. В Тобольске такая палата появилась в 1782 году. В 1802 году императором Александром I были учреждены министерства, в том числе и Министерство финансов, так что в 2007 году у Минфина России тоже юбилей – 205 лет с момента образования.

От Министерства финансов в каждой губернии действовали Казенные палаты, на уровне уездов – казначейства, куда поступали налоги. Кроме того, казначейства осуществляли финансирование некоторых мероприятий на местах. Впоследствии им вменили в обязанность контролировать винокуренные заводы и ведать казенными магазинами, которые торговали алкогольной продукцией.

В 1821 году в структуре Министерства финансов был образован департамент Государственного казначейства, которому подчинялись все казначейства на местах. Как утверждают историки, с этого времени в Российской империи окончательно сложилась структура управления казначейскими органами.

В 60-х годах ХIХ века финансовая система России подверглась реформам. Был изучен опыт в сфере управления финансами Бельгии, Франции, Австрии, Пруссии. В основу проекта финансирования реформ был положен принцип единства бюджета, то есть все государственные доходы должны были быть сосредоточены в одном финансовом ведомстве, откуда и следовало производить все государственные расходы.

Казенные палаты на местах не занимались сбором налогов, их главная функция заключалась в надзоре и ревизии подведомственных казначейств и подготовке обобщенных отчетов по их деятельности, которые потом передавались в Министерство финансов.

В Тобольской губернии, в состав которой входила территория, ныне занимаемая Ханты - Мансийским автономным округом, казначейства были в 8 городах, в том числе, на севере в Березово. Какое-то время, до 1866 года, в Сургуте действовало отделение Березовского казначейства, но его упразднили. На ходатайство генерал-губернатора о необходимости возрождения казначейства в Сургуте был получен отказ.

Деятельность казначейства еще больше расширилась в середине 90-х годов ХIХ века в результате реформы, которая проводилась по инициативе министра финансов С.Ю. Витте. Оборотная наличность казначейства слилась с наличностью Государственного банка, и это обеспечивало последнему доступ к немалым средствам казначейства.

На рубеже ХIХ - начала ХХ веков Россия динамично развивалась и нуждалась в банковских учреждениях на местах, но их открытие шло недостаточными темпами, поэтому государство было вынуждено возложить простейшие банковские операции на казначейства. На севере, в Березово, где имелось казначейство, финансовые операции тормозились из-за отсутствия телеграфа. Перевод денег приходилось осуществлять с помощью почты. Это занимало немало времени и не могло удовлетворить предприимчивых людей.

Березовское казначейство ХIХ - начала ХХ века – прообраз ныне существующих в городах и райцентрах округа казначейств.

При Березовском казначействе еще в 1885 году была открыта сберегательная касса № 617, а всего к 1915 году в Тобольской губернии было 177 сберегательных касс, 140 из них были при казначействах. Казначей одновременно являлся и заведующим сберегательной кассой. На зданиях казначейств также были вывески «Государственная сберегательная касса». Как правило, численность служащих казначейства была невелика, а объем работы, включая деятельность сберегательных касс, огромный. К примеру, через Березовское казначейство в 1890 году прошло около трех тысяч входящих и исходящих бумаг. Входящие - это были в основном так называемые «ассигновки» – распоряжения правительственных органов, изложенные на специальном бланке о выдаче казначейством предъявителю определенной суммы.

События 1917 года стали началом конца казначейской системы дореволюционной России, иначе и не могло быть в драматическую пору разрыва хозяйственных связей, национализации предприятий, снижения налоговой дисциплины. Новая революционная власть не нуждалась в чиновниках старой гвардии, служивших в банках и казначействах. Получив месячное пособие, они увольнялись.

В конце 1917 года был образован наркомат финансов Советской Республики. С утверждением 31 октября 1918 года Советом народных комиссаров положения об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов фактически были ликвидированы старые финансовые органы. Слово «казначейство» вышло из обихода, на смену ему пришли финотделы исполнительных комитетов, сначала Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, позже - Советов народных депутатов. Но на этом история казначейства в России не завершается, в ней лишь наметился перерыв, правда, весьма длительный по времени – более 70 лет.

90-е годы ХХ века войдут в историю не только как период развала Советского Союза, но и время создания новых структур, а точнее сказать, возвращения из небытия старой, хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом казначейской системы. Примечательно, что власть не стала искать новых слов, а вернула в наш лексикон хорошее русское слово «казначейство». Слово, которое наполнилось новым содержанием